Процесс изготовления золотных нитей для золотошвейной вышивки

Ранее на Руси для украшения одежды, элементов в интерьере, икон и других предметов религиозного назначения использовалась техника вышивки золотыми и серебряными нитями, канитель (очень тонкая металлическая нить для вышивания) и трунцал (металлическая граненая нить из проволоки плоского сечения, закрученная в спираль пятиугольной формы).
Как же изготавливались такие особенные нити? Приемов было несколько.

Самые первые нити - волоченные, из золота и серебра. Для создания материала - металл плющили молотом превращая его в тонкие листы. Далее листы пропускали между двумя валами для придания большей гибкости и мягкости. Затем листы обрезали на полосы, которые проволакивали через всё более уменьшающиеся отверстия и постепенно вытягивали до толщины волоса.
Золотые нити могли быть в сечении круглыми («волока») или гранеными («волока», «грань»), а также плоскими («бить»).

Выполняли вышивку на дорогих плотных тканях: тафте, атласе, парче, бархате, а также на замше и коже, украшали жемчугом и самоцветами.

Металлическая нить была довольно хрупкой и ею сложно вышивать, по сравнению с обычными нитками. Поэтому такие нити укладывали на лицевой стороне ткани по узору и прикрепляли шёлковой нитью — в цвет металла или контрастной.

Сложные нити появились в XII веке. Состояли они из шелковой нити, обвитой серозной оболочкой кишок животного и покрытой золотой амальгамой. Другие разновидности сложных нитей создавали из металлической и шелковой или льняной нитей.
В настоящее время данный вид рукоделия не утратил свою силу, но в процессе уже используются металлизированные нитки и шнур, шёлк, «ирис» — результат всё равно выглядит роскошно.